Виды запорной арматуры
Конструкции коммуникации сложно представить без наличия качественных деталей. Запорная арматура является крайне важным элементом, который используется для управления веществами, проходящими через трубопровод. Потоками могут быть различные газы и жидкости от нефти до пара. Арматура используется для регулирования или полного перекрытия.
Производство и вариации
Для производства запорной арматуры требуется чугун, латунь, сталь, бронза. Главными особенностями детали считается размер трубопровода, с которым будет проведена фиксация, а также пиковый показатель давления при 20-градусной температуре.
В зависимости от направления использования, выделяют разные типы конструкций:
- Вентели;
- Задвижки;
- Заслонки;
- Краны.
Для каждого трубопровода прописаны определенные условия эксплуатации, разрешающие использование указанных вариаций арматуры. В частности, для газовых потоков или трубопроводов с агрессивными жидкостями необходимо устанавливать разные виды деталей.
Запорные краны
Эти конструкции можно назвать универсальными, ведь применение допускается на любых типах магистралей. Они закрепляются к трубам, используя фланцевое или муфтовое соединения. Реже встречаются приваривания к трубопроводу.
Конструкция имеет несколько вариаций:
Сальниковые муфтовые – состоят из чугуна и регулярно эксплуатируются на нефтяных или водных магистралях. Предел допустимой температуры – 100 градусов. Оснащен сальником, который наполняется резиной. Кран может быть расположен в абсолютно любом положении;
Пробковые муфтовые – аналогично сальниковым состоят из чугуна. Ориентированы на газовые трубопроводы с температурой не более 50 градусов. Также могут располагаться в любом положении;
Фланцевые шаровые краны – могут быть изготовлены из чугуна или стали. В первом случае — выдерживают температуру до 100 градусов, а стальные – от -40 до 70 градусов.
Запорные заслонки
Конструкции с запорной деталью в форме диска, вращающейся вокруг оси. Ось фиксируется под определенным углом или же перпендикулярно движению жидкостей или газа. Чаще всего применяются на магистралях с небольшим давлением, но при крупном диаметре труб.
Существует три вида управления заслонками:
- Вручную;
- Гидроприводом;
- Электроприводом.
Корпус детали состоит из чугуна, в то время как диск из качественной стали. Непосредственно к самому трубопроводу фиксируется фланцевым соединением. Применяются в магистралях с щелочью или кислотами.
Запорные задвижки
Данные конструкции используются для временного перекрытия потока трубопровода. В качестве материала для производства используют нержавеющую сталь, различные цветные металлы или проверенный временем чугун – все зависит непосредственно от трубопровода, в котором будет использоваться.
Существует две вариации задвижек на основе их принципа работы:
- Параллельные;
- Клиновые.
Клиновые используют клиновидные затворы. Шпиндель у данной системы неподвижный, а клин может быть двухдисковым, жестким или упругим. Чаще всего используются в нефтяных трубопроводах, газовых или водных.
При расположении на газовых магистралях применяется задвижка с выдвижным шпинделем. Он изготавливается из чугуна.
Задвижки с электроприводом получили большую популярность, ведь дают возможность быстро перекрыть или открыть поток в трубопроводе. Более того, управлять такими задвижками можно на расстоянии или вручную.